- правильное и качественное питание;
- занятия физкультурой, спортом;
- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки;
- соблюдение режима дня;
- культурно-гигиенические навыки.
Рассмотрим некоторые составляющие подробнее.
1) Питание
Как обеспечить ребенка правильным питанием? Самый простой и наглядный способ – это, так называемый, метод «умной тарелки» или «тарелки здоровья».
- Половина рациона ребёнка должна состоять из некрахмалистых овощей (помидоры, огурцы, морковь, капуста, брокколи, шпинат, бобовые культуры и т.д.);
- Четверть рациона ребёнка должна включать в себя крахмалосодержащие продукты (цельнозерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и т. д.);
- Оставшаяся часть рациона должна содержать нежирное мясо (курица, индейка, рыба или постная говядина);
- К этому всему добавьте фруктов и нежирного молока.
Серьезным поводом для беспокойства является избыточный вес ребенка, поскольку это может привести к различным заболеваниям в будущем. В частности, есть риск развития заболеваний дыхательных органов и боли в суставах. Ребенку с избыточным весом бывает трудно поддерживать контакты со сверстниками.
В отдельных случаях у детей могут развиваться такие болезни, как сахарный диабет 2 типа, гипертония или повышаться уровень холестерина. Дети с избыточным весом подвергаются буллингу, их часто дразнят в школе, что приводит к депрессии и низкой самооценке.
У детей с избыточным весом есть высокая вероятность того, что данная проблема сохранится и во взрослом возрасте. Из-за этого возникает риск развития болезней сердечно-сосудистой системы и ряда онкологических заболеваний.
2) Физическая активность
«Физическая активность важна как для укрепления мышечной системы, так и дляпсихологической разгрузки, так и для укрепления всех без исключения систем организма. Поэтому – вперед на прогулку, наслаждаться свежим воздухом и хорошим настроением! Главное, одеться по погоде и тогда ваши физические нагрузки будут только на здоровье вам», - комментирует врач- педиатр Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров.
Как можно помочь ребенку в развитии его физической активности?
Постарайтесь убедить ребенка в том, что физическая активность – это весело. Ежедневно ребенку требуется как минимум 60 минут активности, но не обязательно посвящать этому все время сразу. Разбейте его на 10-минутные отрезки на протяжении дня. Если он не привык к физической активности, начинайте с небольших нагрузок и постепенно увеличивайте их.
Хвалите ребенка за проявления физической активности. Чтобы поощрять данные занятия, следуйте таким рекомендациям:
- Разрешите ребенку выбрать то, что ему по душе: игры на детской площадке или в игровых комнатах, занятия спортом или танцами.
- Придумайте занятия, которые малыш может выполнять сам (например, прыгать через скакалку, кататься на велосипеде и т. д.).
- Ограничьте время, проводимое за компьютером и перед телевизором, до двух часов в день.
- Вместе с ребенком планируйте пешие и велосипедные прогулки, занятия спортом.
Говоря о формировании здорового образа жизни, стоит упомянуть о закаливании. Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды.
Закаливание обладает преимуществами:
- Повышение сопротивляемости вирусным инфекциям и простудным заболеваниям
- Укрепление сердечно-сосудистой системы
- Укрепление нервной системы
- Вывод токсинов из организма, за счет ускорения обменных процессов
- Улучшение сна
- Нормализация гормонального фона
- Улучшение внешности, в результате регенерации тканей
3) Эмоциональные нагрузки
Психологический климат в семье, обстановка, в которой воспитывается ребенок, имеют огромное влияние на состояние его физического и психического здоровья. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он «впитывает» в себя все позитивное, что его окружает, и это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком. Никогда не отказывайте ребенку в общении!
Установите в семье запрет на:
- бурные негативные (и даже позитивные) эмоции, особенно вечером, перед сном
- крик
- раздражение
- запугивание
- непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах)
- агрессию
- злость.
Позитивно общаясь с ребенком, вы заряжаете его энергией.
4) Режим дня
Благодаря соблюдению режима формируются условные рефлексы на время, обеспечивается высокая работоспособность в течение всего дня.
Основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это:
• Нормальная продолжительность сна.
• Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.
Сон играет важную роль в жизни человека, особенно для развивающегося детского организма. Во время сна протекают процессы восстановления энергии, роста, вырабатываются важные гормоны, формируются факторы иммунной защиты. Слово «сон» произошло от латинского «somnus», что означает особое физиологическое состояние организма, когда снижается его деятельность и любые реакции на окружающий мир.
Ребёнок, который достаточно отдыхает, как правило, счастливее и здоровее своих невыспавшихся сверстников.
Дети дошкольного возраста должны спать по 9-10 часов в сутки. Дети школьного возраста и подростки должны спать не менее 8-9 часов в сутки.
Основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это:
• Нормальная продолжительность сна.
• Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.
Сон играет важную роль в жизни человека, особенно для развивающегося детского организма. Во время сна протекают процессы восстановления энергии, роста, вырабатываются важные гормоны, формируются факторы иммунной защиты. Слово «сон» произошло от латинского «somnus», что означает особое физиологическое состояние организма, когда снижается его деятельность и любые реакции на окружающий мир.
Ребёнок, который достаточно отдыхает, как правило, счастливее и здоровее своих невыспавшихся сверстников.
Дети дошкольного возраста должны спать по 9-10 часов в сутки. Дети школьного возраста и подростки должны спать не менее 8-9 часов в сутки.